...на тему "режиссеры детских спектаклей - страшные люди". Ну, или во всяком случае, не чурающиеся что-нибудь страшное детям демонстрировать. Хотя, как известно, пластичная детская психика может парадоксально среагировать на что угодно, так что, может, это только меня во время оно так вштырило?
Было это не помню уже в каком году, но наверно, я учился классе в третьем. Нам тогда по оказии достались билеты на спектакль "Голубая стрела" в Драмтеатре. Сюжет там был по сравнению с исходником Родари несколько обработан напильником, в частности, в список персонажей-игрушек ввели некоего Голого Человека, у которого на все был один ответ: "А я же голый!", и который вместо того, чтобы сбежать вместе со всеми от Феи, предал товарищей и помогал хозяйке их ловить. Но речь не о нем. Речь о Фее, которая в этой версии не просто "клятая капиталистка", требующая от бедных детей денег за игрушки, а несчастная, на которую кто-то наложил проклятие жадности, заставляющее Фею истерить при слове "деньги". И как минимум раза три за спектакль имела место примерно такая сцена:
Играет тихая музыка, на сцене обычное освещение, идет спокойный разговор
ФЕЯ: Этот поезд стоит сколько-то там лир.
ФРАНЧЕСКО: Но у меня нет денег.
Внезапно по ушам бьют резкие аккорды, а по глазам - психоделическое красно-синее мигание
ФЕЯ (воя по-звериному): ДЕНЬГИ!!! ДЕНЬГИ!!! ЧУТЬ НЕ ЛОПНУЛА ОТ ЗЛОСТИ!!!
И такое неоднократно на протяжение всего спектакля. Не знаю, кто был автором этого мощного режиссерского хода, но спонсором его, предположу, был кирпичный завод.
А еще тоже в начальной школе нас классом водили в Кукольный театр на спектакль "Удивительные приключения на дорогах". Аннотация: "Антон и Наташа после школьных каникул у бабушки и дедушки в деревне совсем забыли правила поведения в шумном, насыщенном автомобилями городе. Удивительный урок по правилам дорожного движения ведет добрый Светофор и другие необычные герои". Вопрос: как может чисто теоретически спектакль о добром Светофоре и правилах движения стать источником кошмаров на ближайшую ночь? Ан режиссер нашел способ. Ближе к концу, среди прочего, Светофор задает Хулиганистому Главгерою вопрос: куда надо смотреть, когда переходишь дорогу? ХГГ отвечает: "Наверх! Вдруг там инопланетяне посылают мне привет!" А чуть погодя ХГГ с сестричкой от Светофора убегают, шатаются по городу, нарушают правила, потом наступает вечер, и они ложатся спать. Мягкое освещение, тихая музыка, добрая песенка про городские дома, которые им снятся... И тут, блин! Появляются, блин! Инопланетяне, блин! Которые выглядят в виде какой-то, уже сейчас не вспомню конкретную форму, сюрреалистической фигни, и принимаются под какой-то жуткий музыкальный трэшак и в сопровождении пресловутого психоделического мигания прожекторов отплясывать какой-то шизотанец! Не, авторы молодцы, конечно, творчески подошли к теме, да. Вот только когда младшеклассник в моем лице после просмотра спектакля, когда в зале зажигается свет, сползает со стула и идет, шатаясь, к выходу, и перед глазами его стоит что угодно, но только не правила дорожного движения - по-моему, это не самый лучший художественно-педагогический результат для спектакля подобной тематики...