"Между мировыми войнами наша действительно пропадала везде. Причем какая иногда это была наша... Артиллерист, географ, этнограф, биолог, лингвист, преподаватель, театрал, правозащитник, администратор, а также простой начальник генерального штаба республики Парагвай Иван Беляев.
читать дальшеПосле всеобщей эвакуации белогвардейцев Беляев уехал не во Францию, Германию, Китай или Югославию, как многие товарищи по несчастью. Он избрал более экзотический вариант, и перебрался аж в Парагвай. Идея состояла в том, чтобы организовать там русский анклав. С анклавом задалось далеко не в таком масштабе, как хотелось, но вышло неплохо. Парагвайцы Беляева приняли. Однако идея с колонией не поперла, уж больно мало народу согласилось ехать так далеко. Однако же Беляев был дядя хорошо образованный и энергичный, так что без работы не сидел. Парагвайцы его командировали в Чако. Это здоровенный (300 тыс. кв. км) район на севере Парагвая, дремучие леса и болотища. Чако примыкал к Боливии, причем четкой границы вовсе не было, и вообще это был один из последних настоящих медвежьих углов на планете. Дер арш дер вельт. Однако неподалеку от этих краев нашли нефть, и предполагалось, что она найдется и в самом Чако. И Боливия, и Парагвай, естественно, тут же сделали стойку на этот край. Беляева послали в разведку, рисовать карту региона, налаживать контакт с местными индейцами, а заодно высмотреть, где в чакской сельве можно навтыкать крепости. Ну, он и поехал.
За семь лет "Хуан" Беляев во главе экспедиции из парагвайцев, русских и индейцев устроил 13 походов в Чако. По ходу составил два словаря местных языков, составил карту, закорешился с массой местных вождей и просто индейцев, назаписывал местного фольклора (там были вполне полноценные поэмы), описал Чако с точки зрения климата, флоры, фауны, этнографии... Короче, сам открыл и сам же изучил. Во время одной из этих экспедиций отряд заплутал в сельве и чуть не погиб, пресса уже успела сообщить, что в лесах найден труп Беляева, однако обошлось. В итоге парагвайцы, пользуясь правом первооткрывателей, застолбили Чако за собой.
Последняя экспедиция датировалась 1931 годом, а в следующем году Боливия таки вцепилась Парагваю в бока. Война Чако стала, похоже, самым кровопролитным конфликтом в Латинской Америке ХХ века. Что характерно, о вторжении боливийцев Парагваю сообщили индейцы, у которых отношения с парагвайскими учеными на -ов и -ев сложились отличные. В армии Боливии вовсю действовали "воины-интернационалисты" в лице немцев, и командовал армией вторжения знатный боливиец Ганс Кундт, а начальником штаба при нем был другой горячий латинос по фамилии фон Клюг. По количеству населения, размеру армии и количеству вооружения для нее Боливия превосходила Парагвай раза в два-три. В общем, дело пахло керосином. Однако бывший белогвардеец и ученый умел не только бабочек в сельве ловить.
Русских офицеров и солдат в парагвайской армии было достаточно ощутимое количество, причем включая двоих генералов и восемь полковников. Сам Беляев сначала служил по специальности, по артиллерийской части, а на второй год войны возглавил генштаб. Война Чако длилась до 35-го года, и в общем и целом боливийцы облажались. По ходу войны Беляев и будущий президент Парагвая Эстигарриббия устроили противнику, натурально, Вердэн, Кундт долго и упорно бился о парагвайский укрепрайон в сельве, потом боливийцам ухитрились устроить пару полноценных котлов, и в итоге супостат отступил в Боливию в самом потрепанном виде, оставив технику и десятки тысяч пленных. Кундт получил отставку, но делу это не помогло. Парагвайцы вышли со спорных территорий и к моменту начала переговоров перли по самой Боливии. Практически вся спорная территория в итоге отошла Парагваю. Правда, нефти на ней в итоге так и не сыскали. Такая вот война из-за фантомных причин. Кстати, среди обосрамившихся боливийских тевтонов был подполковник Эрнст Рем (тот самый).
Позднее Беляев работал консультантом в парагвайском Минобороны, а затем возглавлял ведомство, занимавшееся проблемами индейцев. На этой должности Беляев выбивал средства для благоустройства индейских территорий, занимался просвещением, устроил индейский театр(!), занимался юридической защитой индейцев (в частности, оформлял закрепление за ними земель, где они жили). В общем, положил остаток жизни на их устройство.
Когда Беляев помер (в 57-м году, ему было уже за 80), в церемонии прощания участвовали несколько тысяч индейцев, распевавших "Отче наш", вся русская диаспора и первые лица страны, включая диктатора Альфредо Стресснера. А в Асуньсьоне до сих пор есть улица России, улица Команданте Беляева, а также Офисьеро Серебрякова, Канонникова, Саласкина (товарищи Беляева по экспедициям и войне), а на западе страны есть населенный пункт Фортин-Серебряков (Серебряков - комбат, убитый под Бокероном).
Граждане. Это один из действительно крутых персонажей нашей истории."
P.S. В 2012 году крупные запасы нефти в Чако нашли-таки, и президент Парагвая пообещал сделать страну крупным производителем углеводородов. Так что труд Беляева ни в каком смысле даром не пропал.
Дополнение из комментариев: "Я немного читал про этот конфликт, но не знал, что Беляев был генералом от артиллерии. Это сыграло немалую роль: будучи побогаче, боливийцы купили танки. Нищий Парагвай, все еще не оправившийся после люлей в войне 1864г, когда погибла половина населения, вынужден был закупить лишь легкие минометы, очевидно, по настоянию Беляева. И не прогадал: о танкистах боливийцы не подумали, ни о каком кондиционировании в 50-градусную жару речь и не шла. Так что большая часть танков была банально брошена. А вот парагвайцы с минометами были куда мобильнее, и по факту получили большую огневую мощь, что было не вредно в обороне."