О маленькой войне в Осетии нужно помнить три вещи:
1. Ее начали грузины.
2. Они ее проиграли.
3. Какая красивая маленькая война!
Для меня важнее всего пункт 3... Посмотрите, это же война, какой ее рисуют оружейные фирмы в своих презентациях: сражаются две регулярные армии, и обе используют авиацию и танковые колонны.- Gary Brecher, "Южная Осетия, война моей мечты",
The Exiled OnlineПри всей трагичности событий августа две тысячи восьмого года, нельзя не отметить, что Пятидневная война вернула нашей публике зрелище, от которого за последние годы мы уже успели отвыкнуть: стремительное наступление вместо мучительной контрпартизанской войны, и сожженные танки "плохих парней" вместо, как выражается Джордж Буш-младший, "пуляния ракетой и попадания ишаку в задницу". Так что появление скроенной по голливудским лекалам киноверсии было только вопросом времени. Первой ласточкой был "Олимпиус Инферно", ладно скроенный, но не особо зрелищный телефильм с одним неожиданным и сильным сюжетным поворотом в финале, но в остальным - довольно-таки проходной и не задействующий все возможности, которая открывает для киноделов схватка двух полноценных армий. Так что выхода "Августа..." я ждал с интересом. И, в принципе, не разочаровался.
читать дальшеНо для начала следует прояснить так взволновавшую многих тему мелькавшего в трейлере Огромного Боевого Человекоподобного Робота. "Что он делает в фильме про войну в Осетии, что это за фантастический трэш?" - задавались некоторые вопросом в Сети. Ну что... Естественно, роботы оказались тем единственным, чем они и могли оказаться:не то, чтобы спойлер, поскольку это и так было очевидно еще при просмотре трейлера, но мало ли игрой воображения попавшего в горнило войны маленького мальчика. И, в принципе, не могу назвать это каким-то неудачным режиссерским ходом, хотя - признаюсь честно - по ходу действия постоянное появление (и даже не столько появление, сколько постоянное упоминание) начинает утомлять. Впрочем - отдам должное - закрыли эту линию совершенно правильным образом.
Начало фильма откровенно затянуто. Знаете, как в фильмах ужасов подтипа "молодежный слэшер" ты двадцать минут кряду смотришь на стайку школьников пубертатного периода (сыгранных актерами, которым очевидно за двадцать), и наслушавшись про то, у кого чего, как и с кем, начинаешь нервно барабанить пальцами по подлокотнику: "Да где уже этот маньяк с ножом?" А тут мы полчаса наблюдаем за женщиной с неустроенной личной жизнью и ребенком, которому интересны только ОБЧР. С другой стороны, в Майкл-Бэевском "Перл-Харборе" вообще приходится в ожидании налета японцев больше часа любовный треугольник созерцать.
Ну, а когда начинается, собственно, налет - тут зрелище вполне на уровне. Голливудские спецы свое дело знают. Ракеты во тьме сияют, город горит, "тигры" миротворцев (которые броневики) стремительно катятся, огрызаясь из пулеметов... Радует, кстати, что здесь, в отличие от фильмов "про Чечню" боевая техника нужна не для того, чтобы словить выстрел из гранатомета и сгореть, а чтобы стрелять самой - что с той, что с другой стороны. Кровь есть, но без излишнего натурализма. В общем, держит в должном напряжении.
Впрочем, голливудщина касается не только визуальной части, но и самой драматургии - и это стоит держать в уме, чтобы правильно воспринимать фильм. Это не документальная реконструкция - это боевик, где ошибки в логике, технических деталях и просто теории вероятности отходят на второй план, потому что авторы не Боевой Устав экранизируют, а показывают историю, как хорошие бьют плохих, а простая домохозяйка способна на любой подвиг, чтобы вытащить из-под огня своего ребенка. Солдат по мобильнику сообщает героине где и когда остановится танковая колонна, чтобы ее подобрать? Танк стреляет так удачно, как в жизни не бывает? Двое грузинских солдат, на которых героиня натыкается, оказываются нереальными раздолбаями? И бог с ними со всеми.
Кстати, о грузинах. Война со страной, с которой нас связывает очень многое и очень давно, естественно, вызвала неоднозначную реакцию и у нас, и у них. Так вот, фильм довольно-таки политкорректен в этом плане: противника гораздо чаще, чем грузинами, называют, собственно, противником, флага с крестами над стреляющим по мирному уазику танком не висит, а солдаты показаны либо мельком и со спины, либо с наглухо закрытыми лицами - так что это с тем же успехом могли бы быть наемники какого-нибудь "Блэкуотэра". А собственно единственный грузинский солдат, которого мы видим в лицо, ведет себя вполне по-человечески. И хорошо.
И раз уж затронули политические темы, поговорим об идеологии. Фильм про недавнюю войну, естественно, кое-кто поспешил объявить пропагандой. Путина к выборам пропиарить, то-се... Так вот, Путин в фильме поминается одной строкой (в новостях говорят, что он прибыл во Владикавказ), и вроде даже в лицо не показывают - или показывают, то так мимолетно, что я даже не запомнил. Что до президента... Президент в фильме есть, и это абстрактный президент, которого даже по имени не поминают. Роль его заключается в том, чтобы ночью, получив телефонный звонок, со словами "Война, я должен ехать" поцеловать жену и отправиться в штаб, а потом поучаствовать в совещании, осадить некоего осторожного советника ("У них наверняка есть гарантии Вашингтона! А если мы ответим силой, то окажемся в международной изоляции" - "Так что, позволять нас пользовать всем подряд?" - цитата по памяти) и приказать дать противнику хороший урок. Смотрится, по правде, немножко топорно - но не более, чем начало "Падения Черного Ястреба", где военные в вертолете тоскуют, что внизу убивают гражданских, а они не могут вмешаться, потому что ООН запрещает, а так бы всех спасли, от какая нехорошая эта ООН. Ну и, собственно говоря, добавление к пиротехническим эффектам идеологического посыла не делало плохим фильмом "Ястреба", и не делает таковым "Август". Разница только в том, что там идеей было "Мы никого не бросим", а здесь, как в песне, "А если враг рискнет проверить нашу силу - его мы навсегда отучим проверять". Здоровая, положительная идея.
В общем, деньги за билет пиротехникой и позитивным настроем вполне отбиваются. Некоторые моменты заставляют в тоске прижать ладонь к лицу, некоторые - в напряжении сжать подлокотники, где положено, выжимает слезу, где положено - смех. Хороший, годный боевик по забугорным канонам и нашему материалу.
думаю, это, скорее, наконец начинающая у нас появляться РЕАЛЬНАЯ пропаганда государства как такового и его позиции. Та же Америка так мощно продвигает свои культурные ценности и пиарит своих спасителей человечества от всего и вся именно средствами Голливуда, массового искусства, а не только официальными заявлениями политиков. Давно пора было у них этому учиться.
Хотя фильм сложил у меня другое мнение - он мне не понравился.
Ну, так он и не червонец