О, Боевая Гвардия, клинок закона! О, храбрые гвардейцы-молодцы! Пока в строю гвардейские колонны, не будет дефицита колбасы...
Мемуары, как известно, относятся к художественной литературе, и потому не следует принимать на веру все, что в них пишется. К военным мемуарам это относится вдвойне, а к мемуарам проигравших - втройне. Хохму про "резюме по военным мемуарам Гальдера, Гудериана, Манштейна, Меллентина и Типпельскирха" в военно-исторической тусовке, наверно, читал каждый. Но речь не об этом.
Есть в военных мемуарах одно универсальное явление, которое я никак не могу понять. Это стремление непременно выставить противника узко и шаблонно мыслящим. Почитаешь, скажем, немецких генералов - советские командиры у них сплошь забитые, боящиеся брать на себя ответственность и проявлять инициативу. Почитаешь советских военачальников - немецкие офицеры у них всегда воюют шаблонно, чуть ли не по книжке. При этом и то, и другое - заведомая неправда.
Сколько ни читаю мемуаров, не могу взять в толк: зачем? Одно дело, когда врагов выставляют негодяями и мерзавцами, "мы хорошие, они плохие". Но зачем принижать их боевые качества? Разве не будет в победе над умелым и хитрым противником больше чести, а поражение от умелого и хитрого противника - не постыдным?
Есть в военных мемуарах одно универсальное явление, которое я никак не могу понять. Это стремление непременно выставить противника узко и шаблонно мыслящим. Почитаешь, скажем, немецких генералов - советские командиры у них сплошь забитые, боящиеся брать на себя ответственность и проявлять инициативу. Почитаешь советских военачальников - немецкие офицеры у них всегда воюют шаблонно, чуть ли не по книжке. При этом и то, и другое - заведомая неправда.
Сколько ни читаю мемуаров, не могу взять в толк: зачем? Одно дело, когда врагов выставляют негодяями и мерзавцами, "мы хорошие, они плохие". Но зачем принижать их боевые качества? Разве не будет в победе над умелым и хитрым противником больше чести, а поражение от умелого и хитрого противника - не постыдным?
Превосходство над ничтожным противником, если оно есть, более непререкаемо, чем превосходство над противником с достоинствами.
То есть это ориентировано не на "мы лучше", а на "они хуже". А это исходит из опасения, что "лучше" себя показать всё равно не получится, не полагается, это попахивает ЧСВ и так далее.
Ну, как сказать... Доблести, может, и нет - зато есть профессионализм. Ведь неперебиваемое численное преимущество надо сперва создать (свезти войска в нужную точку с соблюдением всех мер маскировки, организовать их снабжение), а потом реализовать (хотя бы, скажем, так выстроить войска по фронту наступления, чтобы они не дышали друг другу в затылок и не закупоривали дороги) - что, вообще-то, требовало от военачальников сильных и нетривиальных решений.
что "лучше" себя показать всё равно не получится, не полагается, это попахивает ЧСВ и так далее.
Вот уж что мемуаристов никогда не смущало
А что за хохма, кстати?
Резюме по военным мемуарам Гальдера, Гудериана, Манштейна, Мелентина и Типпельскирха
А это уже думать надо, чтобы это в голову пришло.) Например головой.)
Вот уж что мемуаристов никогда не смущало
Учту.))
Но в любом случае, плохое смотрится "надежнее", чем хорошее. Я не уверен, из каких факторов строится это ощущение, но оно есть.
Хм. И полагаешь, что, скажем, борец лучше назовет противника слабаком, чем скажет что-то вроде: "Здоров был парень, но я его все равно сделал"?
Ну, прямым текстом такое вроде не звучало, но какая-то обида в этих воспоминаниях регулярно проглядывает
Думаю, не всякий.) Зависит, как мне кажется, от уверенности человека в себе - в тех самых достоинствах, которые он описывает у своих. Если он в них не особенно сомневается, то и такая "надежность" ни к чему.)
Ну, прямым текстом такое вроде не звучало, но какая-то обида в этих воспоминаниях регулярно проглядывает
А-а-а.)