О, Боевая Гвардия, клинок закона! О, храбрые гвардейцы-молодцы! Пока в строю гвардейские колонны, не будет дефицита колбасы...
У некоторой части граждан бытует мнение, будто бы былины - это что-то для детей. Ну как же - Илья Муромец, Змей Горыныч, Соловей-разбойник - это ж все как бы сказочки... Хотя, скажем, что сказочного в былине о погребении Святогора? Разве что факт, что залезть хохмы ради в стоящий посреди дороги гроб, закрыться крышкой и не суметь вылезти - это сказочный долбо... дурость. Ну да не об этом речь. Я бы совершенно не назвал былины подходящим чтением для детей из-за их языка. С одной стороны, об старорусские языковые конструкции ребенку недалеко и мозги сломать. А с другой, наш эпос - это именно что памятник русского языка со всеми его сокровищами. В частности, такими:
А и молода Анна Ивановна
Выпила чару зелена вина,
А Марину по щеке ударила,
Шибла она с резвых ног,
А и топчет ее по белым грудям,
Сама она Марину болно бранит:
Неприличность:
Детские сказки, ага...
А и молода Анна Ивановна
Выпила чару зелена вина,
А Марину по щеке ударила,
Шибла она с резвых ног,
А и топчет ее по белым грудям,
Сама она Марину болно бранит:
Неприличность:
Детские сказки, ага...
Ну так какую-нибудь "Тень Баркова" обычно и публикуют не в собраниях сочинений, а в сборинках типа "Озорной Пушкин", которые только из такого и состоят. А тут мне просто попалась книжка "Былины", я ее открыл на произвольной странице и наткнулся на это. И сразу представил, как не слишком эрудированный родитель, судящий о былинах по "богатырским" мультикам, дает, не читая, эту книжку дитю.
Когда читала своей шестилетней дочери - говорила "чернец", то есть монах, ведет одинокий, праведный образ жизни, давший обет не жениться, безбрачия. Теперь ей почти восемь, слово "скопец" прочла она сама. Говорю, что это такой же синоним монаха. Даже царь удивляется: Зачем тебе девица? Ты ж монах? А монахам запрещено!
судящий о былинах по "богатырским" мультикам, дает, не читая, эту книжку дитю.
А вот поэтому и нужно все сначала самому проверять, чтоб дурного дитю не посоветовать!
Знаете, если есть хорошие пояснения в конце - читается вполне себе нормально и понятно.
С другой стороны, греческие мифы, не обработанные цензурой тоже содержат немало занятных сцен. Но считаются чтением совершенно детским. Как и сказки братьев Гримм, например, в неадаптированно-неотцензуренном варианте.
Lady Ges Форма народных сказаний - это не совсем то. Дело даже не в том, что неприличия попадаются, но страшно порой - в буквальном смысле до жути. Иногда даже в изданные книги сказок такое просачивается. Например, про медведя с липовой лапой, ищущего покалечивших людей, чтобы отомстить, меня в детстве пугало до жути. А уже в весьма сознательном возрасте попалась сказка... в общем, как родившийся без ручек без ножек младенец умер до крещения и после смерти подбивает детей на шалости и проделки - такой страшилочный вариант Карлсона. Лет двенадцать-тринадцать мне уже точно было (когда и Фредди Крюгер по телеку и еще не огламурившиеся вОмпэры на "ура" шли), но от описания, как он, безногий, в дверь впрыгивает... наверное, пару дней не могла оправиться.
В народе о ранимой детской психике еще не успели задуматься, поэтому в народных сказках такое порой лепили, что Стивен Кинг поседел бы. И Золушкины сестры ногу себе резали, чтобы втиснуться в туфельку, и глаза кому-т белые голубки выклевывали, и раскаленные железные башмаки обували. Но про Маринку и Змея Горыныча это не сказка, а что-то вроде ёротической поэзии.
А насчет того, что человек стал менее жестоким, можно поспорить. Посмотрите те фильмы, которые сейчас идут по телевизору. Я их вижу раз в три месяца, когда заглядываю к родителям, но мне хватает выше головы. Жестокости там через край. А в большинстве домов сейчас телевизор практически не выключается. И дети это смотрят. Агрессия — функция, заложенная в любой живой организм изначально. Ее нельзя вытравить. На нее можно только пытаться наложить ограничения, ввести в какие-то рамки. Чем каждая культура так или иначе занимается.