О, Боевая Гвардия, клинок закона! О, храбрые гвардейцы-молодцы! Пока в строю гвардейские колонны, не будет дефицита колбасы...
И раз уж заговорили о книгах-играх... Точнее, именно потому, что мы о них заговорили, я вчера полазал в интернете и вдруг наткнулся на ответ к одной из загадок моего детства - секрету одной из таких книг, который я в свое время так и не разгадал. Не то чтобы меня он все это время терзал, напротив, я просто списал его как техническую ошибку и обо всем забыл... Но разгадка, а главное, ее трактовка оказалась в своем роде занятной. Но начнем по порядку.

Если кто вдруг не помнит или не знает, что такое книги-игры, вкратце напомню: книга, разбитая на множество перетасованных отрывков, между которыми можно перемещаться, выбирая из пары тройки вариантов (условно говоря, "хочешь пойти на запад, читай №50, хочешь пойти на восток, читай №379, хочешь остаться и ждать у моря погоды, читай №9"). Иногда выборами геймплей и исчерпывается, но чаще всего, с подачи популяризовавшей формат серии Fighting Fantasy (у нас известна как "Бой-книга"), у игрока есть несколько параметров (боевое мастерство, здоровье, удача...), которые используются в боях или каких-то критических ситуациях, чтобы определить, удалось ли герою продвинуться дальше, или же он умер на месте. Порой последствия выбора дают о себе знать много позже - так, любимый прием авторов "Бой-книги", да и не только, иной раз заставляющий скрежетать зубами от злости, это в какой-то момент истории поставить игрока перед злым чародеем и спросить: а есть ли у тебя, милый друг, хрустальная дубинка (которую можно было достать, только если пятьдесят параграфов назад свернуть с основного пути в неприметный отнорок, про которую ты мог все это время не знать, а может быть, ты ее и раздобыл, да проутратил по дороге)? Если нет, то хоть обвыбирайся, а победы тебе не видать - чародей треснул тебя молнией, и на этом твое приключение окончено. Поистине, нет для читателя такой книги более ненавистного сочетания слов, чем "На этом твое приключение окончено!" - в иных книгах им венчался каждый двадцатый параграф. Вообще, очень часто интерактивность сводилась к выбору "идти по единственно верному пути или сделать шаг в сторону и умереть - пусть и не прямо сейчас, а немного погодя, но неизбежно". Причем вычислить правильный путь иначе, чем методом проб и ошибок, было порой невозможно. Здравый смысл помогал не всегда: умом каждый будто бы понимает, что если ты идешь по магическому подземелью и видишь странного вида сияющие грибы, то набрасываться на них и есть - не лучшая идея, но в игре коварный разработчик может привязать к такому варианту как логичное "на этом твое приключение окончено", так и "внезапно тебя озаряет свет, и призрачный голос говорит "порой необходимо рискнуть, а вот и твоя награда - магическое благословение, без которого ты не смог бы одолеть финального босса"".

читать дальше

Комментарии
04.11.2015 в 23:54

Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
Ох, любил я эти книги. Моя любимая была, кажется, про охотников на вампиров.

Очень любопытно. С одной стороны, это всё-таки фича, а не баг: ведь то, что формулировка почти идентична, даёт подсказку. С другой - я вообще против новаций в геймплее, если они усложняют рассказывание истории или делают игру не интересной, а утомительной.
05.11.2015 в 08:51

О, Боевая Гвардия, клинок закона! О, храбрые гвардейцы-молодцы! Пока в строю гвардейские колонны, не будет дефицита колбасы...
Леммивинкс, Король Хомячков, у меня конкретно из "бой-книг" любимой было "Адское болото" - пусть там был слабый сюжет, зато можно было самому выбрать себе один из трех основных квестов (и вопрос о том, подружиться ли с каким-нибудь встреченным чуваком или убить его, решался в зависимости от того, какая у тебя вообще цель) и ходить по карте туда-сюда, а не прямо вперед. По сравнению с предельно линейными книжками это был прямо бальзам на душу.

Вот вообще да, в англоязычных отзывах все хвалят "Разрушителя" за то, какой он необычный, но не всякая ж необычность идет на пользу.
05.11.2015 в 12:43

И застыла мишень моего виска в перекрестье розовой звезды.
...а такие штуки лечатся тоже формулировками.)) В духе "применяется в тупиках, обычно начинающихся со слов..."))
05.11.2015 в 14:13

О, Боевая Гвардия, клинок закона! О, храбрые гвардейцы-молодцы! Пока в строю гвардейские колонны, не будет дефицита колбасы...
Судзугамори Рен, вот тут не уверен. Оно ведь не только в тупиках работает, а если написать, что просто в пунктах, обычно начинающихся со слов "...", то игрок будет пытаться применить это в каждом параграфе и все равно упрется в то, что оно нигде (кроме последнего раза) не работает. Хотя сама по себе идея разумная, но подобрать сбалансированную формулировку, чтобы и понятна была, и не звучала как подсказка в лоб, и не была слишком широкой - это проблема.
05.11.2015 в 19:10

Твоё будущее начинается сейчас
Я думаю, всё-таки амулет не обязан срабатывать в любых условиях. Тайный ход на то и тайный, чтобы его было трудно найти.
05.11.2015 в 19:41

О, Боевая Гвардия, клинок закона! О, храбрые гвардейцы-молодцы! Пока в строю гвардейские колонны, не будет дефицита колбасы...
Фереште, ну, трудность трудности рознь, и мне кажется, что когда игроку сложно представить, что его вообще можно искать - это чересчур трудно, а делать это обязательным для успешного прохождения - жестоко. Если секретная локация дает какой-то полезный, но необязательный бонус, или даже позволяет вместо просто хорошей концовки получить какую-нибудь "идеальную", то конечно, ее можно хорошенько запрятать, сделав наградой для самых сообразительных (или очень везучих). Но у загадки, которая необходима для успешного прохождения, все же должно быть не обязательно сразу очевидное решение, но сразу очевидные правила. Хотя бы должно быть очевидно, что тут загадка вообще есть, потому что есть же еще субъективный момент: игрок запросто может решить (как я), что это просто ошибка дизайна и что пройти не получается не потому, что я плохо думаю, а потому что думать не над чем.
05.11.2015 в 19:58

И застыла мишень моего виска в перекрестье розовой звезды.
Анор, а это уже про предельные уровни сложности. Сиречь вкусовщина.))
05.11.2015 в 20:01

Твоё будущее начинается сейчас
Но у загадки, которая необходима для успешного прохождения, все же должно быть не обязательно сразу очевидное решение, но сразу очевидные правила.
Да, наверное.
05.11.2015 в 20:05

О, Боевая Гвардия, клинок закона! О, храбрые гвардейцы-молодцы! Пока в строю гвардейские колонны, не будет дефицита колбасы...
Судзугамори Рен, про запредельные :) Ну да, вкусовщина - ну так она порой принимает престраннейшие формы. Тот же гражданин, который написал эту заметку про "Разрушителя", в другом обсуждении восторгался загадкой из какого-то текстового приключения (где списка действий нет, и команды вводятся в текстовую строку): по сюжету, нужно столкнуть с обрыва камень, но если ввести в текстовое поле команду "толкнуть камень", то это не решит задачу, а приведет к поражению. Правильный ответ - ввести "толкнуть камень на юг". Чуваку кажется, что это блестящее решение - мол, команда "толкнуть камень" вводится чисто механически, а для того чтобы сообразить, что нужно приписать "на юг", нужно поставить себя на место героя и сообразить, что ему нужно не просто толкнуть камень, а сделать это в нужном направлении. Мне это кажется нелепым переусложнением.
05.11.2015 в 20:08

И застыла мишень моего виска в перекрестье розовой звезды.
Анор, а я не вижу в этом нелепости.
Да, такие вещи ведут к фрустрашкам, если нет моральных сил с этим ебаться, должной уверенности в том, что решение вообще есть, и всего такого.))
Но точно так же ведут к фрустрашкам, пусть и немного другого рода, ситуации когда всё слишком легко, в чём бы не измерялась "лёгкость".))
05.11.2015 в 20:12

Твоё будущее начинается сейчас
Анор, а ещё лучше ввести «убить дракона голыми руками»! :laugh:
05.11.2015 в 20:14

И застыла мишень моего виска в перекрестье розовой звезды.
В тему вспомнилась серия анимешечки "Одному лишь богу ведомый мир", где ГГ взялся за игрушку, в которой бага(заведомо бага!))) не давала дойти до финала, и он её крутил и так, и эдак, и с того края, и вон с этого, и вообще все возможные варианты сочетаний - с тем чтобы её всё равно пройти. Ну там, вдруг есть вариант, где бага не активируется... И просто из идейных соображений.)
05.11.2015 в 20:26

Твоё будущее начинается сейчас
Судзугамори Рен, в «Бета-тестерах» в одном из рассказов герои построили какой-то психоделический дирижабль из солдат, чтобы попасть в наглухо закрытую колокольню к звонарю, который по недомыслию разработчиков оказался последним боссом.
05.11.2015 в 20:35

И застыла мишень моего виска в перекрестье розовой звезды.
Фереште, тоже хорошо, да к тому же нелинейненько.))
05.11.2015 в 20:37

О, Боевая Гвардия, клинок закона! О, храбрые гвардейцы-молодцы! Пока в строю гвардейские колонны, не будет дефицита колбасы...
Фереште, а ещё лучше ввести «убить дракона голыми руками»!

Да-да-да :)

Судзугамори Рен, нуу, а я и не выступаю за абсолютную легкость. Но все равно мне кажется, что когда игрок понимает, что и как нужно сделать, но понятия не имеет, как передать эту команду компьютеру, это признак плохого дизайна. Впрочем, если люди именно от такого получают удовольствие, то кто ж им запретит, конечно.
05.11.2015 в 21:46

Если выпало в империи родиться, pа неё и умирать придётся вскоре.(c) Сергей Плотов
В общем, это, видимо, такой "Кобаяси Мару" среди книг-игр.

Вообще я согласен, такие решения сродни тому, чтоб вместо сложного босса или неочевидного способа решения квеста делать в компьютерной игре осознанно глючащее управление, чтоб в половине случаев кнопки залипали или камера вращалась не туда. Не вопрос, так играть сложнее, но тот ли это вызов, что развлечет игрока?
12.11.2015 в 22:41

Лети, душа моя, на свет, лети на волю. Моя свобода - это миф, мечта рабов.(с)
а есть ли у тебя, милый друг, хрустальная дубинка (которую можно было достать, только если пятьдесят параграфов назад свернуть с основного пути в неприметный отнорок, про которую ты мог все это время не знать, а может быть, ты ее и раздобыл, да проутратил по дороге)? Если нет, то хоть обвыбирайся, а победы тебе не видать - чародей треснул тебя молнией, и на этом твое приключение окончено Там ещё имелось случайное стечение обстоятельств. То есть внизу страницы было написано: если сегодня число нечётное, то тебе вот сюда, если чётное, то сюда. Причём один путь вёл к спасению, другой к гибели, без возможности что-либо изменить. Тоже раздражало.
12.11.2015 в 22:50

О, Боевая Гвардия, клинок закона! О, храбрые гвардейцы-молодцы! Пока в строю гвардейские колонны, не будет дефицита колбасы...
Лайверин, даже так? Вот подобного не припомню, самое худшее, что вспоминается, был навязанный выбор при помощи кубика.

Леммивинкс, Король Хомячков, угу, или, например, тупой ИИ в серии Emergency. Хотя некоторые утверждают, что в том и суть, что без вмешательства игрока пожарные будут стоять на месте, пока сами не сгорят вместе с домом, и ничего тушить даже не попытаются, по-моему, это все же лишнее.
12.11.2015 в 23:14

Лети, душа моя, на свет, лети на волю. Моя свобода - это миф, мечта рабов.(с)
Анор, это была книга-игра по стайновским ужастикам.
13.11.2015 в 08:28

О, Боевая Гвардия, клинок закона! О, храбрые гвардейцы-молодцы! Пока в строю гвардейские колонны, не будет дефицита колбасы...
Лайверин, а-а-а. Мне одна такая попадалась, так до конца и не прошел.