О, Боевая Гвардия, клинок закона! О, храбрые гвардейцы-молодцы! Пока в строю гвардейские колонны, не будет дефицита колбасы...
Пожалуй, чем меня действительно порадовал минувший год, так это подвернувшимися под руку хорошими художественными произведениями (необязательно нынче ж вышедшими). Если мне про что и хотелось бы написать подробнее, так это как раз про них. По крайней мере, про несколько штук. Писать длинные отзывы я поотвык, но так, немножко...
Западная анимация года: "Бесконечный поезд"
- Никого я не игнорирую! Я просто могу сама решить свои проблемы, это совсем другое! - Не отвечая на сообщения от Микейлы? Делая вид, что не слышишь, когда мама тебя зовёт, потому что "прости, я была так занята, работала над своей игрой"? Знаешь, Тюльпана, просто уйди - это у тебя получается лучше всего!
читать дальше Очень короткая по сериальным меркам (десять серий по десять минут), но ёмкая история о девочке по имени Тюльпана, которая после скандала с родителями очутилась на таинственном поезде, курсирующем по неизвестно где раскинувшейся сумеречной пустыне. Каждый вагон здесь - маленькая Страна Чудес, и если не полениться и погулять по ним, чего только не найдёшь. Вагон - страна пёсиков-корги, вагон - мир зеркал, вагон - большая ярмарка, непропорционально много вагонов с разнообразными черепахами... Вот только одного нет - как раз того, что Тюльпана так усердно ищет - вагона с выходом домой. Но, может быть, она просто ищет не то, не так и не там?
Тюльпана и ручной противотанковый коргимёт (нет, серьёзно)
Если декорации "Поезда" чем-то напоминают Страну Чудес, то сюжет - повествующий прежде всего о душевной травме и её преодолении - можно чем-то сравнить с её воплощением в известной игре от Американа Макги. Хотя лишь отчасти - во-первых, здесь всё не так брутально и кроваво (детский мультик всё-таки. Хотя последующие сезоны... Врочем, тс-с). А во-вторых, хотя уроки, которые предстоит извлечь Тюльпане, довольно прямолинейны, они не столь просты, как "вон те плохие парни - воплощения твоего горя, пойди и убей их". Можно было бы попенять мультфильму за прямую дидактичность, но особо не хочется - говорят-то правильные и нужные вещи, которые при этом в должной степени разбавлены увлекательным сюжетом.
После окончания истории Тюльпаны зрителей ждали второй и третий сезоны. Надо отдать создателям должное: они очень старались не повторяться, пусть и с переменным успехом. Второй сезон кажется послабее первого - но только, собственно, на его фоне (плюс, он позволяет узнать побольше об устройстве самого Поезда), а вот третий вышел просто отличным, позволив взглянуть на Поезд под совершенно иным углом. К сожалению, дальнейшие продолжения под большим вопросом - увы-увы, так бы хотелось сезонов восемь...
...И какая там, кстати, музыка...
Японская анимация года: "Некий научный Рейлган"
- У меня есть мечта, в которой все с улыбками возвращаются домой. Прошу, помоги мне воплотить её.
...Совершенно необычная школьница пытается жить совершенно обычной жизнью, в которую регулярно лезут грязными руками какие-нибудь негодяи - преимущественно злобные учёные. Город, в котором технологии сильно обогнали остальной мир, а каждый второй школьник - экстрасенс той или иной силы, - что он представляет из себя на самом деле? Солнечный город, где наука существует во имя радостной и беззаботной жизни - или сплошной полигон для кошмарных экспериментов?
"Второе!" - бодро отвечал "Рейлган" в манга-воплощении. "Фиг там - первое!" - возразила на это экранизация и добавила: "А тем, кто хочет сделать из него второе, мы дадим в лоб!"
Конфликт этот, однако, настолько глубок, что в какой-то момент "Рейлган" чуть не меняет напрочь свой жанр. Была школьная комедийная повседневность с передозировкой фансервиса - и вдруг начинается бесконечный кошмар... чтобы затем снова уступить место тому, чем эта история была с самого начала. Рассказом про девочку, которая не терпит, когда обижают слабых, и готова от души за такое вломить, про её подруг и то, как важно вовремя позвать на помощь, про самый очаровательный на свете коллективный разум из десяти тысяч клонированных школьниц, про котёнка по имени Пёс/Шрёдингер/Токугава/Потом_придумаю, про всепобеждающую силу сестринской любви и про то, у кого какого цвета трусы (без последнего, как по мне, можно было бы и обойтись, но увы, из песни слова не выкинешь).
Чтиво года: Higurashi no Naku koro ni ("Когда плачут цикады")
А потом я обратился к зрителям в Аду - к демонам, которые не ожидали такого финала: - Вот и всё на сегодня! Мы оказались сильнее этой трагедии! ...Мы всегда будем вместе! Какие бы бедствия ни ждали нас, не надейтесь, что мы уступим! Какие там трагедии, какие бедствия? Даже если сценарий написан демонами, мы разорвём его на кусочки! ...
Когда я перестаю понимать, что здесь правда, а что нет, мне порой кажется, что был кто-то, кто радостно хохотал над этой бедой. Эта тетрадь напоминала... сценарий. Сценарий трагедии. Сценарий для демонов, смеявшихся над человеческой смертью. ...Проклятье! Что, что, чёрт возьми, произошло в Хинамидзаве в июне 1983-го?!
Название "Когда плачут цикады" в кругу любителей аниме достаточно известно - но увы, говоря откровенно, экранизация во всём, в чём только можно, уступает литературному первоисточнику - вышедшей в 2002-2006 годах визуальной новелле в восьми частях. (Строго говоря, визуальные новеллы - не совсем литература, но не будем сейчас углубляться в терминологические дебри).
"Хигураши" - это страшная, забавная, страшная, загадочная, страшная, грустная, трогательная и страшная история, в которой понамешано столько всего, что о чём она - не расскажешь не только в двух словах, но едва ли и в двух абзацах. Но я всё-таки попробую. Несколько лет подряд в отдалённой японской деревушке каждый год происходили загадочные смерти - пока, наконец, они не увенчались одним особо жестоким убийством. Годы спустя некий детектив, так до конца жизни и не простивший себе, что не смог предотвратить эту трагедию, хотя должен был, попытается докопаться до правды - но вряд ли у него что-то получится. Ведь даже читателю, наблюдающему её глазами непосредственных участников, будет нелегко понять, что тут творится - по крайней мере, поначалу. Убийца - человек? Или всему виной проклятие местного божества? А может, не надо думать так далеко, и всё это - просто череда трагических случайностей?
Нас всё ещё разделяла слегка приоткрытая, но запертая на цепочку дверь. Но несмотря на это, я чувствовал, что загнан в угол. Мой дом, который я до сих пор считал безопасным убежищем, теперь напоминал скорее тёмный переулок, где никто меня не спасёт.
У человека, который про "Цикад" слышал, может быть, видел арты, но незнаком с самой историей, скорее всего возникнет ощущение, что это - триллернейший триллер, с реками крови и притаившимся за каждым камнем убийцей с тесаком. В общем-то, всё это здесь и правда есть, и более того - от творящихся вокруг ужасов к середине второго эпизода моя нервная система сказала "хрусть" и сломалась, и мне понадобился очень длинный перерыв, чтобы я всё-таки смог заставить себя дочитать до конца.
- Да. Ещё не сейчас. Когда там я должна умереть? - ...Кажется, вечером 25 июня. - Где-то через неделю после праздника... Звучит логично. - Это... Из-за меня? - Разумеется, из-за тебя. Спрашиваешь ещё... ...25 июня. У меня ещё десять дней. Значит, буду наслаждаться жизнью все эти десять дней. У меня ещё осталось немного вина...
Но верно говорят - пугает неизвестное. По мере того, как картинка складывается всё яснее и яснее, становится не столько страшно, сколько грустно. История о кровавых убийствах превращается в историю о доверии между людьми и о том, что происходит, когда его нет. Об убийстве как методе решения проблем и цене человеческой жизни. Об обречённости и покорности судьбе...
...И о том, что стальная воля гнёт любую судьбу. А если с чем-то не в силах справиться одна воля (а так бывает сплошь и рядом) - справятся десять.
Думалось - одно, хотелось - другое, Ну а то, что получилось - наперекосяк... (С)
Мне "Поезд" очень понравился в целом, но не слишком понравилась Тюльпана (терпимо, учитывая, что ее смысл был в том, чтобы вырасти над собой - кстати, Вилл довольно напоминает) и сильнее не понравилось то, что в кульминации пытаются приравнять трагедию злодейки (смерть единственного близкого и самого дорогого человека) и "трагедь" главгероини (обычный подростковый эгоизм и несбыточность желания, чтобы мир плясал под ее дудку). Необратимую утрату и самосозданную проблему, для решения которой нужно просто перестать ее создавать. Хорошо, что завершив ее арку, мир "Поезда" продолжили в историях других персонажей (хотя среди них есть и еще более морально шокирующие личности, но хоть шокирующие, а не раздражающие).
Про зрителей-демонов и теории-расследования мне больше напоминает "Чаек", а не "Цикад"
О, Боевая Гвардия, клинок закона! О, храбрые гвардейцы-молодцы! Пока в строю гвардейские колонны, не будет дефицита колбасы...
У меня с Поездом как-то получается своеобразно: из всех сезонов больше всего понравился третий, а вот пересматривать тянет исключительно первый. Ну, скажем так, у них направление схожее - у обеих ощущение, что мир рухнул, потому что так, как раньше, уже не будет. Разница в масштабе крушения, который действительно несопоставим, но, собственно, поэтому одна и смогла с собой справиться за несколько месяцев, а другая ухнула в яму на годы.
Я тут как-то в приватном чатике писал, что если бы было больше продолжений, было бы интересно сделать про взрослую Тюльпану и уже её дочь, чтобы обе попали на Поезд. Дочка - из-за того, что "покусанная" в детстве Тюльпана, словно компенсируя, достала бы её гиперопекой, а мать - из-за упорного нежелания признавать, что она ребёнка воспитывает как-то не так, вплоть до уровня "Как мой ребёнок мог оказаться на этом поезде, я для неё всё делала, я всё правильно делала!"
Чайки у меня следующие в очереди на прочтение, пока что я изо всех сил стараюсь уворачиваться от спойлеров (что бывает сложно)
Про зрителей-демонов и теории-расследования мне больше напоминает "Чаек", а не "Цикад"
Я тут как-то в приватном чатике писал, что если бы было больше продолжений, было бы интересно сделать про взрослую Тюльпану и уже её дочь, чтобы обе попали на Поезд. Дочка - из-за того, что "покусанная" в детстве Тюльпана, словно компенсируя, достала бы её гиперопекой, а мать - из-за упорного нежелания признавать, что она ребёнка воспитывает как-то не так, вплоть до уровня "Как мой ребёнок мог оказаться на этом поезде, я для неё всё делала, я всё правильно делала!"
Чайки у меня следующие в очереди на прочтение, пока что я изо всех сил стараюсь уворачиваться от спойлеров