Случилось это в нашей школе. Один шестиклассник хулиганил на уроке, и учительница отправила его к директору. Директриса была занята со спонсором, поэтому послала мальчишку разбираться к завучу. А тому было пофиг, он позвал трудовика, и говорит: «Разберись с этим балбесом как следует и накажи хорошенько». А трудовику что? Взял да и запер в кладовке.
Дверь была старая, ржавая и несмазанная. Мальчик весь день выворачивал лезвием своего перочинного ножика болты из петель. А когда выбрался, была уже глубокая ночь. И ни души в школе. Кроме охранника Петра Семеныча Васина, но он вечно напивается и спит, уронив голову на журнал посещений.
Мальчик шел по темным коридорам. Ни одна лампочка не горела. Только через открытые двери классов были видны проникающие через окна отсветы полной луны. И вдруг впереди, на лестнице вниз мальчик увидел какое-то сияние и услышал чей-то тихий шепот.
- Дядя Петя? – спросил мальчик.
Но это был не охранник. Прямо на него из темноты выплыла призрачная фигура бородатого мужчины в пиджаке и брюках, с карандашом в одной руке и транспортиром в другой.
- Уууу! Двоооооечники! – завывал призрак.
- Модест… Орестович… - прошептал мальчик.
О призраке знал каждый от первоклассника до выпускника, но мало кто видел его собственными глазами и остался в здравом уме, чтобы рассказать об этом. Говорили, что давным-давно, когда директрисе очень хотелось преобразовать школу в элитную гимназию, выпускники которой будут без экзаменов попадать в любой вуз страны, а оттуда – сразу на госдолжность, она пригласила учить детей математике настоящего маньяка преподавания. Профессор Похлебало ненавидел двоечников, плевался при виде троечников, презирал хорошистов и мрачно смотрел на тех отличников, которые в тесте из ста задач хотя бы одну решали неправильно. Рассказывали, что однажды, когда ни один ученик в выпускном классе не смог возвести матрицу в степень матрицы, Модест Орестович так разозлился, что его хватил удар прямо на рабочем месте. Тело его нашло последний приют на городском кладбище, но дух остался неприкаянно ходить по школе, и горе тому школьнику, что попадется ему после закрытия! Утром такого беднягу находили у доски, целиком исписанной разными формулами, бормочущего «Натуральный логарифм от эн квадрат в степени i, продифференцированный по i…» - и никто больше годами не мог добиться от него ничего вразумительного до тех пор, пока он не докажет теорему Ферма или гипотезу Пуанкаре, и даже после этого.
- Ааааааа! – завопил мальчик и побежал, а призрак летел за ним и выл:
- Уууууу! Эсэрвэшники! Гуманитаааарии! Что вам непонятноооо? Это может понять даже блондинка из парикмахерского техникумаааа! Сейчас все объяснюууууу! Эн квадрааааат…
Мальчик пробежал мимо кабинета директора и ворвался в актовый зал, где с другой стороны была дверь на лестницу, ведущую прямо к выходу из школы. Но пока он бежал по проходу между стульями, засов на двери вдруг дернулся и задвинулся сам собой.
- Начнем урооок! – выл призрак, вплывая в актовый зал сквозь стену. – Я из тебя сделаю отличникааааа!
- Нееет! – кричал мальчик.
- Ты займешь первую строчку в рейтингееее! – обещал призрак, приближаясь; Модест Орестович при жизни был большим поклонником западной системы оценок. – Будешь в каждом тесте набирать высшие баллыыыы! Но если решишь неправильноооо, будешь получать у меня по Е баллууууу!
Мальчик в отчаянии бросил в призрака стулом, но тот просто пролетел сквозь духа и ударился о стену.
- Господи, помоги… - зашептал мальчик и перекрестился – рассказывали, что призрак математика связан с самим Сатаной, поскольку может в уме посчитать факториал шестисот шестидесяти шести, и потому от него защищают святые символы.
- Ха-ха-ха! – рассмеялся Модест Орестович. – Господь в математике не помощник! Давай, записывай теоремуууууу…
Но мальчик в отчаянном прыжке проскочил мимо призрака и вылетел обратно в коридор. До лестницы было слишком далеко, поэтому он забежал в первый попавшийся класс и закрыл за собой дверь.
«Надо спрятаться, - думал мальчик. – Надо пересидеть ночь там, где он меня не найдет».
Это оказался кабинет биологии. За задней стенкой находилась каморка, где хранились учебные пособия. Мальчик на цыпочках подкрался к двери, очень тихо открыл ее, а потом так же тихо затворил и сел на пол.
- Гдеее тыыыы? – доносилось снаружи.
Ветер прогнал тучи, и вновь открывшаяся луна проникла в комнатку, высветив банки с разрезанными лягушками, чучело ворона и человеческий скелет.
Внезапно череп повернулся вокруг своей оси, прищелкнул зубами и сказал голосом профессора Похлебало:
- А вот ты где!
Мальчик понял, что призрак вселился в скелет, и бросился прочь, но было поздно. Скелет выволок его наружу, привязал за ноги к парте и направился к доске.
- Записывай, - сказал Модест Орестович, взяв мел костлявой рукой. – Если мы рассмотрим А как множество всех действительных чисел…
Но мальчик не слушал. Достав перочинный нож, он несколькими быстрыми движениями разрезал путы и, пока скелет смотрел на доску, выскочил из класса и ринулся прочь, к лестнице на первый этаж, а там – к выходу…
Позади гремели кости бегущего скелета.
- Стой! – кричал он, потрясая угольником. – Вернись!
Мальчик затормозил рядом со спящим охранником, чтобы забрать ключи от входной двери. Прицепленная к поясу связка никак не поддавалась. А скелет был все ближе и ближе…
- Ага!
Ключи сорвались с ремня, и мальчик стремглав бросился к выходу. Вогнал ключ в замок, четыре раза повернул, распахнул дверь.
И в этот момент костлявые руки вцепились в него мертвой хваткой и потащили назад, вглубь школы…
Рассказывают, что потом этот мальчик перевелся в математическую гимназию, а затем и вовсе уехал из города, переехал в Северную столицу, остался там жить и работать и даже решил какую-то задачу тысячелетия. А в нашей школе про Модеста Орестовича больше никто не слышал. Говорят, что в ту ночь, перед самым рассветом, он ушел через оставшуюся отпертой дверь школы, и теперь бродит по стране, продолжая свою охоту на учеников в разных городах. Иногда он прикидывается учебным скелетом и ждет свою жертву в кабинете биологии, а иногда вновь предстает бесплотным духом, готовым накинуться на любого школьника, задержавшегося после уроков…